Завгородняя Любовь Васильевна родилась 24 апреля 1931 года в селе Малая Чураковка, Убаганского района. Родилась в рабочей семье. Отец Кобзарь Василий Маркович в 1941 году ушел на фронт и пропал по словам свидетеля его смерти брата Федора Марковича без вести под Москвой.
Мать, Кобзарь Евдокия Ивановна, воспитала пятерых детей одна. В 1954 году Любовь Васильевна вышла замуж за парня из Большой Чураковки Н. Ф. Завгороднего, родила и воспитала двоих детей.
Свою трудовую жизнь Любовь Васильевна посвятила родному совхозу, проработав дояркой, телятницей, работницей на кирпичном заводе. По состоянию здоровья ушла на легкий труд, а в 1987 году ушла на заслуженный отдых. Награждена юбилейными медалями.
Победе в Великой Отечественной войне 66 лет, но не забыты в памяти народной те, кто приближал победу, кто ее осуществил. Победа в войне - это и победа тружеников тыла. Объединенные единой волей, единым порывом, рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, старики и дети, оказались способными совершить подвиг, равного которому не знала история. Совсем мало осталось тружеников тыла. Необходимо сохранить память о тех, кто одевал, кормил армию, обеспечивал ее вооружением. Память о тех годах священна. Об этом помнят в каждой семье, школе, стране. Многое сохранили и могут рассказать фотографии, награды, письма.
В нашем районе, в семье Завгородних, проживающих в Силантьевском сельском округе, я познакомилась с удивительной женщиной - Любовью Васильевной. В этом году она отмечает свое 80-летний юбилей. В этой семье бережно хранят оставшиеся реликвии из тех трудных лет. Я поняла, что имею возможность прикоснуться к военному прошлому в воспоминаниях живого свидетеля того времени.
В ту пору, в далеком тылу и здесь был фронт, и здесь шли бои – бои за хлеб, и здесь многие умирали от голода, непосильной работы, женщины надрывались.
Мужчины ушли защищать Родину, а в колхозе надо было пахать и сеять, скот содержать, свое немудреное хозяйство вести, детей растить. Все это свалилось на женские плечи. В деревне остались женщины, старики и дети, которые приняли на свои плечи основную тяжесть работы тыла. Как вспоминает Любовь Васильевна: женщины выполняли работу, считавшуюся традиционно мужской. Моей матери приходилось трудно, как и многодетным матерям того времени, отец ушел на фронт и пропал без вести. Мне надо было помогать матери, поднимать младших ставить на ноги, я была по счету вторым ребенком, и мне пришлось бросить школу и идти работать в 11 лет в колхоз. Подвозила на быках воду, еду рабочим в поле, перевозили зерно. Работали все с полной отдачей сил и даже больше. Убирали хлеб и жатками, и серпами, отдыха не знали. Тяжело было, но нормы выполняли.
Сейчас вспоминая со слезами на глазах, удивляюсь, как народ выжил в такое лихолетье. Духовно люди поднялись выше, максимально собрали всю свою волю и силу. Все было брошено для достижения цели. А цель была одна – победа! К ней шли долгих четыре года.
В деревне не осталось лошадей, поэтому пахать, боронить приходилось на своих коровах и быках. На упрямых рогатых надевали лошадиные хомуты и прилаживали веревочную упряжь. Мать ругала упрямую скотину и жалела. Часто боронили сами, запрягаясь по трое, мать, мой младший брат Федор и я. От напряжения лопалась кожа на ногах, и текла кровь. Не было сил, мы пухли от голода. Сеяли вручную. Перед собой вешали большой широкий туес из бересты, в который вмещалось 2 ведра зерна. Он висел на ремне через плечо. От таскания такой ноши целый день к вечеру голова не поворачивалась, рука не поднималась.
У меня как, наверное, у всех детей военного времени, была только одна мечта, досыта наесться хлеба. Часто с болью в сердце, вспоминаю случай, как мы с братом пошли на поле собирать колоски (урожай был уже убран) чтобы хоть как – то утолить голод. Тут нас заприметил объездчик, и стегал нас кнутом, до тех пор, пока мы не скатились в канаву, рубашка на брате висела клочьями, он был весь в крови.
Бедная мать только зимними вечерами могла подумать о нас, о своих детях. Сердце ее разрывалось от тревожных дум: как там на фронте муж, жив ли, надеялась на чудо, что он вернется живым. Не хотела верить, что его нет. При свете лучины шила платья, стяжала телогрейки, пряла.
Рассказывая вам о своих воспоминаниях тех военных лет, чувствую: нет, не вмещается в них вся мера пережитого – настолько она велика! Встают перед глазами те женщины – труженицы тыла. Да, они ни в чем не пожалели себя. Выстояли, выдержали все тяготы войны. Они понимали и осознавали, что от их трудовых усилий зависит судьба страны.
Военный период жизни Завгородней Любовь Васильевны является характерным для жителей советского тыла в годы войны.
В истории семьи, колхоза, района, в судьбе отдельного человека отражается история страны, история народа.
Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом, проявив массовый героизм. Живым свидетелям тех лет есть что вспомнить, а нам необходимо сохранить эти воспоминания и бережно передать нашим потомкам.